Управление рисками
GRI 102-15
Подход к управлению рисками
В ПАО «ОГК-2» функционирует система управления рисками
и внутреннего контроля (далее – СУРиВК), соответствующая
принципам, закрепленным Кодексом корпоративного управления,
рекомендованным к применению Банком России,
и методическими документами в области управления
рисками и внутреннего контроля Группы Газпром
энергохолдинг.
СУРиВК ПАО «ОГК-2» является элементом корпоративного
управления, охватывающим все уровни управления. Целями СУРиВК
Общества являются:
-
обеспечение достаточной уверенности в достижении
стоящих перед Обществом целей;
-
обеспечение надлежащего контроля
финансово-хозяйственной деятельности Общества.
В ПАО «ОГК-2» утверждены основные внутренние
нормативные документы, регламентирующие принципы и подходы
к построению и функционированию эффективной СУРиВК:
-
Политика управления рисками и внутреннего контроля
(далее – Политика УРиВК) Общества, утвержденная решением
Совета директоров Общества от 27.09.2019 (протокол
от 30.09.2019 № 223), определяющая основные принципы
и подходы к организации, компоненты, цели
и задачи СУРиВК, а также основные функции
и распределение полномочий участников СУРиВК;
-
Положение о системе управления операционными рисками,
определяющее принципы организации системы управления
операционными рисками Общества, ее цели и задачи,
распределение функций между участниками, основные подходы
к идентификации, оценке, реагированию, мониторингу,
представлению отчетности и информации
по управлению операционными рисками;
-
Методические документы и инструкции, определяющие
подходы к выявлению и проведению оценки рисков,
классификации и мониторингу рисков, ведению базы данных
о реализовавшихся рисковых событиях, формированию
отчетности в области СУРиВК, а также
регламентирующие структуру разделов годового отчета
о функционировании СУРиВК, сроки проведения самооценки
эффективности СУРиВК и значения, определяющие уровень
развития СУРиВК Общества.
В 2021 г. в ПАО «ОГК-2» реализован проект
по переходу на налоговый контроль в форме
налогового мониторинга. Для целей перехода Общества
на налоговый контроль в форме горизонтального
мониторинга в соответствии с приказом ФНС России
от 25.05.2021 № ЕД-7-23 / 518@ «Об утверждении
Требований к организации системы внутреннего контроля»,
Обществом были утверждены нормативные документы
по управлению рисками и внутреннему контролю
в области налогообложения, учитывающие требования Политики
УРиВК:
-
Положение по управлению рисками и внутреннему
контролю в области налогообложения ПАО «ОГК-2»;
-
Методические рекомендации по управлению налоговыми
рисками ПАО «ОГК-2»;
-
Стратегия развития и совершенствования процесса
управления рисками и внутреннего контроля
в области налогообложения ПАО «ОГК-2»;
-
Методические рекомендации по проведению самооценки
эффективности процесса управления рисками и внутреннего
контроля в области налогообложения ПАО «ОГК-2».
Основные компоненты корпоративной системы управления рисками
и внутреннего контроля ПАО «ОГК-2»
GRI 102-29
Политикой УРиВК определены участники СУРиВК Общества
и их функции.
Основной функционал ключевых участников СУРиВК ПАО «ОГК-2»
приведен в таблице ниже
Субъект СУРиВК
|
Основные функции
|
Совет директоров
|
-
утверждает внутренние документы Общества,
определяющие политику Общества
в области организации управления
рисками и внутреннего контроля, включая
принципы и подходы к организации,
функционированию и развитию СУРиВК;
-
устанавливает предельно допустимые
и пороговые уровни рисков
для Общества, рассматривает вопросы
организации, функционирования
и эффективности СУРиВК, в том
числе результаты оценки и самооценки
СУРиВК, при необходимости дает
рекомендации по улучшению СУРиВК.
|
Комитет Совета директоров Общества
по аудиту
|
-
осуществляет контроль за надежностью
и эффективностью функционирования
СУРиВК;
-
осуществляет предварительное рассмотрение
и выдачу рекомендаций по вопросам,
отнесенным к компетенции Совета
директоров Общества в области УРиВК;
-
рассматривает сводную отчетность
по рискам и процедурам внутреннего
контроля, результаты выполнения процедур
внутреннего контроля и оценки
эффективности управления рисками.
|
Единоличный исполнительный орган
|
-
обеспечивает функционирование СУРиВК;
-
рассматривает информацию о критических
рисках Общества и мероприятиях
по управлению рисками,
при необходимости дает рекомендации
по совершенствованию мероприятий
по управлению рисками
и их мониторингу, процедур
внутреннего контроля;
-
утверждает пороговые уровни, лимиты
на финансовые риски для Общества.
|
Управляющий директор
|
-
обеспечивает выполнение решений Совета
директоров Общества в области
организации СУРиВК, поддержание
функционирования эффективной СУРиВК
в Обществе и дочерних обществах
в пределах своей компетенции;
-
утверждает локальные нормативные акты
Общества в области управления рисками
и внутреннего контроля,
не требующие утверждения Советом
директоров Общества, в том числе
о назначении Владельцев (совладельцев)
рисков, Владельцев бизнес-процессов;
-
осуществляет мониторинг мероприятий
по УРиВК;
-
утверждает отчетность СУРиВК.
|
ЦО УРиВК
|
-
осуществляет формирование единой политики
СУРиВК, координацию деятельности
в области управления рисками
и внутреннего контроля;
-
формирует предложения по предельно
допустимым уровням рисков, пороговым уровням
рисков, лимитам по отдельным рискам;
-
осуществляет методологическую поддержку
процесса управления рисками
и внутреннего контроля, разрабатывает
документы СУРиВК;
-
проводит проверки организации системы
внутреннего контроля в структурных
подразделениях Общества;
-
осуществляет подготовку консолидированной
отчетности по СУРиВК, информирование
органов управления об организации
и функционировании СУРиВК.
|
Владельцы (Совладельцы) рисков
|
-
принимают решения по вопросам
в области управления рисками
во вверенных функциональных областях
деятельности;
-
осуществляют контроль за надежностью
и эффективностью функционирования
СУРиВК в рамках своей компетенции;
-
осуществляют мониторинг мероприятий
по управлению рисками и реализацию
этапов цикла управления рисками в зоне
ответственности курируемых направлений
деятельности.
|
Владельцы бизнес-процессов
|
-
обеспечивают функционирование СУРиВК
в рамках бизнес-процесса;
-
обеспечивают интеграцию процессов управления
рисками и процедур внутреннего контроля
в реализуемые ими бизнес-процессы;
-
разрабатывают процедуры внутреннего
контроля, необходимые для снижения
идентифицированных рисков.
|
Функциональная ответственность за СУРиВК закреплена
за ЦО УРиВК Общества. Владельцы рисков и Владельцы
бизнес-процессов осуществляют управление рисками в рамках
выполнения своих функциональных обязанностей.
В 2020 г. функции ЦО УРиВК возложены
в ПАО «ОГК-2» на отдел по управлению рисками
и внутреннему контролю.
Деятельность ЦО УРиВК отделена от деятельности иных
структурных подразделений, осуществляющих управление рисками,
а также от деятельности, относимой к функционалу
внутреннего аудита и контрольно-ревизионных
подразделений.
В соответствии с Политикой УРиВК ПАО «ОГК-2»
оценка и мониторинг эффективности СУРиВК проводится
посредством проведения самооценок, внутренних и внешних
оценок. Самооценка эффективности СУРиВК проводится Владельцами
рисков и включается в состав годового отчета
о функционировании СУРиВК за отчетный период.
Внутренняя оценка эффективности СУРиВК осуществляется
структурным подразделением Общества, к функциям которого
отнесены организация и проведение в установленном
порядке внутренних аудиторских проверок на периодической
основе.
Порядок оценки потенциального и фактического ущерба
реализации рисков
В соответствии с утвержденными в Обществе
«Методическими рекомендациями по управлению рисками
с использованием качественных оценок» не реже,
чем 2 раза в год, проводится экспертная оценка
последствий от реализации рисков в баллах (от 1
до 5 баллов) по следующим направлениям:
на финансовые показатели бизнес-плана Общества
и на нефинансовые показатели (здоровье и жизнь
людей, окружающую среду, репутацию).
Оценка финансового ущерба осуществляется по шкале,
представляющей собой двумерную матрицу абсолютных
и относительных отклонений фактических значений показателей
от плановых. Вероятность наступления рисков оценивается
экспертами в соответствии со шкалой оценки вероятности
и статистическими данными за последние три года
в баллах от 1 до 5.
Риск изменения климата
GRI 201-2
Под природно-климатическим риском понимается риск
негативного влияния на производственную деятельность
Общества природно-климатических факторов: наводнений,
землетрясений, бурь и ураганов, аномально низких / высоких
температур наружного воздуха – которые могут привести
к следующим последствиям:
- перебои производственного процесса;
-
перебои снабжения потребителей электроэнергией
и теплом;
-
ввод ограничений по расходу потребления газа, переход
на резервные / аварийные виды топлива;
-
причинение вреда жизни и здоровью сотрудников;
- загрязнение окружающей среды;
- повреждение оборудования, аварии.
Резкое повышение температуры наружного воздуха может приводить
к реализации следующих рисков:
-
рост температуры охлаждающей воды приводит к снижению
КПД турбин и, как следствие, к снижению КДП цикла;
- снижение эффективности ПГУ;
-
при росте температуры охлаждающей воды в летний
период возникают ограничения мощности;
-
при росте среднегодовых температур возникает
перераспределение выработки электрической и тепловой
энергии – возможен рост выработки электроэнергии
в летний период для нужд кондиционирования,
снижение потребления тепла в зимний период;
-
при увеличении температуры наружного воздуха
увеличивается тепловое воздействие на водоемы.
Анализ рисков, проведенный экспертной группой Общества, показал:
-
увеличение средней температуры воздуха и воды
не приведут к заметному снижению эффективности
выработки электроэнергии;
-
в тех случаях, когда изменение климата приводит
к снижению доступности охлаждающей воды, электростанции
Группы могут быть реконструированы для снижения забора
воды или использования замкнутого цикла;
-
снижение доли твердого топлива в топливном балансе
приведет к снижению выбросов;
-
замена в плановом порядке устаревшего оборудования
приведет к увеличению эффективности сжигания топлива и,
как следствие, снижению выбросов;
-
в случаях теплых зим снижается вероятность перехода
на резервное топливо – мазут, что дает
дополнительный положительный эффект – снижение выбросов.
Вывод: специальных мероприятий по управлению указанными
рисками в настоящее время не требуется.
Основными механизмами управления климатическими рисками
и выполнения программы мероприятий по снижению
выбросов являются:
-
учет экологических аспектов (в том числе снижение
выбросов парниковых газов) и оценка последствий
деятельности при планировании, разработке
и реализации инвестиционных проектов;
-
ведение производственного экологического контроля
и мониторинга, проведение оценки воздействия
хозяйственной деятельности Общества на окружающую
среду;
-
участие ОГК-2 в экологических программах
и в проектах, направленных на достижение
устойчивого развития в регионах присутствия;
-
стимулирование научных исследований и реализация
инновационных проектов, направленных на повышение
энергоэффективности, использование возобновляемых источников
энергии и нетрадиционных энергоресурсов;
-
применение наилучших из доступных технологий
на различных стадиях производственной деятельности,
включая закупки технологий, материалов и оборудования.
Риски, связанные с биоразнообразием
Одним из экологических аспектов, подверженных риску
при работе электростанций, является воздействие
на водные биологические ресурсы при заборе природной
воды из поверхностных водных объектов.
Управление и мониторинг рисков нарушения среды обитания
водных биологических ресурсов в местах присутствия Компании
осуществляется на всех этапах производственного процесса
ПАО «ОГК-2».
В целях снижения негативного воздействия на водные
биологические ресурсы на водозаборах электростанций
применяются мероприятия по минимизации негативного
воздействия на водные биологические ресурсы. Одним
из таких мероприятий являются рыбозащитные сооружения.
Электростанциями выполняются мероприятия по зарыблению
водоемов. На период 2021–2023 гг.Новочеркасской ГРЭС
разработана программа по зарыблению бассейна реки Дон.
При реализации данного мероприятия планируется выпуск
молоди стерляди в количестве 679 307 экземпляров.
Риск информационной безопасности
Для обеспечения эффективности комплексной системы
информационной безопасности и оптимизации функционирования
механизмов информационной безопасности в ПАО «ОГК-2»
утверждена Политика информационной безопасности (приказ
от 18.03.2021 № 43), определяющая основные цели,
направления и меры обеспечения, которыми Общество
руководствуется в своей деятельности.
Комплексная система обеспечения информационной безопасности
ПАО «ОГК-2» развивается совместно с внедрением новых
информационно-коммуникационных технологий ПАО «ОГК-2».
Достижение цели обеспечения информационной безопасности
в ПАО «ОГК-2» осуществляется в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации,
стандартами Группы Газпром энергохолдинг, локальными
нормативными актами, а также программами
по импортозамещению, путем реализации плановых мероприятий,
направленных на решение следующих задач:
-
формирование безопасной среды оборота достоверной
информации, повышение защищенности информационной
инфраструктуры ПАО «ОГК-2»;
-
развитие системы прогнозирования, выявления
и предупреждения угроз информационной безопасности,
определения их источников, оперативной ликвидации
последствий реализации таких угроз;
-
предотвращение деструктивного
информационно-технического воздействия
на информационные ресурсы ПАО «ОГК-2», включая
объекты критической информационной инфраструктуры;
-
создание условий для эффективного предупреждения,
выявления и пресечения преступлений и иных
правонарушений, совершаемых с использованием
информационно-коммуникационных технологий;
-
предотвращение утечек информации ограниченного доступа
и персональных данных, а также пресечение
нарушений, установленных российским законодательством
требований по защите такой информации
и персональных данных;
-
совершенствование средств и методов обеспечения
информационной безопасности на основе применения
отечественных передовых технологий;
-
обеспечение приоритетного использования
в информационной инфраструктуре ПАО «ОГК-2»
российских информационных технологий и оборудования,
отвечающих требованиям информационной безопасности;
-
повышение осведомленности работников ПАО «ОГК-2»
в области информационных технологий
и обеспечения информационной безопасности, повышение
квалификации работников подразделений информационной
безопасности и информационных технологий.
Оценка надежности и эффективности системы управления
рисками и внутреннего контроля
Управлением внутреннего аудита проведен аудит надежности
и эффективности системы управления рисками
и внутреннего контроля ПАО «ОГК-2»
за 2020 г. Заключение по результатам проведенного
внутреннего аудита, подтверждающее надежность
и эффективность системы управления рисками
и внутреннего контроля ПАО «ОГК-2», было рассмотрено
Советом директоров от 19.05.2021 (протокол
от 19.05.2021 № 260).
Владельцами рисков проведена самооценка СУРиВК
за 2021 г. в соответствии подходом, утвержденным
Методикой проведения самооценки эффективности системы управления
рисками и внутреннего контроля: самооценка эффективности
СУРиВК состоит из самооценки эффективности системы
управления рисками (СУР) и самооценки эффективности
системы внутреннего контроля (СВК).
В соответствии с результатами самооценки СУРиВК:
-
уровень развития СУР в целом обеспечивает эффективное
функционирование СУР (оценка – «хорошо», коэффициент
соответствия – 0,75) и требует дальнейшего развития;
-
уровень развития СВК, в соответствии
с Методическими рекомендациями, в целом
обеспечивает эффективное функционирование СВК (оценка –
«хорошо», коэффициент соответствия – 0,68) и требует
дальнейшего развития.
В соответствии с результатами самооценки СВК
за 2021 г., в целях последующего повышения оценки
уровня развития СВК, запланированы мероприятия
на 2022 г. по повышению уровня развития СУРиВК.
Результаты самооценки СУРиВК консолидированы отделом
по управлению рисками и внутреннему контролю
в составе Отчета о функционировании СУРиВК Общества
за 2021 г., включающего направления развития СУРиВК
Общества на 2022 г.